2018-2023
Реставрация Воскресенского собора
Фото: Шенкаренко Антон
Хронология реставрации
2018 – создание кластера “Арзамас – Дивеево – Саров”
При поддержке Президента Российской Федерации Владимира Путина и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла создается паломническо-туристический кластер “Арзамас – Дивеево – Саров”. Главная цель кластера – возрождение историко-культурных объектов города Арзамас, Дивеевского и Саровского монастырей.


Был проведен ряд заседаний с участием попечительского совета по возрождению Саровской и Дивеевской обителей, а также первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергея Кириенко, министра культуры России Ольги Любимовой, полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игоря Комарова, заместителем директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаила Бабича, митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, генерального директора госкорпорации «Росатом» Алексея Лихачева, представителей федеральных органов власти и организаций. На данных заседаниях был утвержден план реконструкции Воскресенского Собора.[1]

[1] Кафедральный собор в честь Воскресения Христова города Арзамаса. – Нижний Новгород: АНО “ПЦ “Логос”, 2023.–288 с.


2019 – 2020 – первый этап реставрации
Первый этап реставрации продолжался с октября 2019 года по сентябрь 2020 года. За это время были восстановлены купола храма и его кровля.

Перед началом и в период реставрации проводилась серьезная исследовательская работа. В архивах удалось обнаружить любопытные документы, касающиеся Воскресенского собора. В том числе подробную опись его имущества, составленную в 1849 году. Она очень помогла в работе, к примеру, реставраторы поняли, какие иконы были утрачены. На основании исторических материалов мастера воссоздали пять икон.[1]

Были заменены отдельные поврежденные элементы в стропильных конструкциях, произведены устройство сплошной обрешетки кровли четверика и куполов, смена медного покрытия кровли четверика и куполов с пропайкой швов и устройством пароизоляции, кровля была покрашена в зеленый цвет. Покрытие выступающих частей стен (фризы, пояски, сандрики, подоконники) тоже было заменено на новую медь. Заме-нили и медные водосточные трубы. Чердачное пространство теперь утеплена минераловатными плитами с устройством паро- и гидроизоляционных слоев. [1]

Мастерами были восстановлены кирпичная кладка и архитектурно-лепной декор фасадов храма, фрески фронтонов, внутрихрамовая живопись, иконостасы, иконы и киоты, отреставрирован пол, произведены замена оконных блоков, установка системы отопления и многое другое. [1]

В подклете кафедрального храма восстановлена историческая кирпичная кладка стен и сводов, проведены отсечная гидроизоляция стен, ремонт полов, заменены столярные заполнения окон. В подклете организовано музейное пространство.
Здесь создана расширенная экспозиция музея Русского Патриаршества. [1]

[1] Кафедральный собор в честь Воскресения Христова города Арзамаса. – Нижний Новгород: АНО “ПЦ “Логос”, 2023. – 288 с.

2021 – 2022 – второй этап реставрации
Второй этап представлял собой полную реставрацию собора изнутри. Восстановление уникальной настенной живописи Воскресенского собора Арзамаса началось с противоаварийных работ, с укрепления наиболее разрушенных участков красочного слоя и штукатурного грунта. Потом следовала консервация: полномасштабное укрепление.

Затем мастера приступили к тонированию утрат красочного слоя, проводили его в реставрационной технике пуантели*. Тонировать ступинскую живопись оказалось непросто, поскольку она имеет много оттенков и только на первый взгляд кажется монохромной. Использовали, в частности, красочные колеры умбры натуральной и жженой, охры желтой, и белил.
За время реставрации специалисты Ярославская художественная мастерская “Реставратор” восстановили 12 киотов, 162 иконы, 700 квадратных метров позолоченной поверхности иконостасов и 6850 квадратных метров внутрихрамовой живописи, созданной художниками известной Ступинской школы. Эту работу выполнили более 500 специалистов из Москвы, Тулы, Владимира, Ярославля, Нижнего Новгорода и Арзамаса.

Пуантилизм – течение живописи, суть которого заключается в манере письма отдельными мазками круглой или квадратной формы


2023 – открытие отреставрированного Воскресенского собора
Комплексная реставрация Воскресенского собора завершилась в конце 2022 года. Но научно-исследовательская деятельность продолжается и сейчас, настолько интересной показалась специалистам судьба храма и его святынь[1].
После окочательного завершения реставрации Воскресенский собор посетил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин и Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, который освятил вновь открывшийся собор.
Реставрация открыла для прихожан новые возможности: ранее собор был только летним, теперь же посетить Воскресенский собор, увидеть его архитектуру и живопись и побывать на Службе можно в любое время года.

[1] Кафедральный собор в честь Воскресения Христова города Арзамаса. – Нижний Новгород: АНО “ПЦ “Логос”, 2023. – 288 с.
Открытия в ходе реставрации
Особенность Воскресенского собора состоит в том, что он представляет собой почти полностью сохранившийся во времени ансамбль, где гармонично сочетаются архитектурные формы, монументальная живопись, резные иконостасы и высоко-профессиональная иконопись
1830-1840-х годов XIX века.
● В ходе работы реставраторам открывалась новая информация. Например, оказалось, что уникальные росписи Воскресенского собора выполнены в технике клеевой стенописи, а не по сырой штукатурке тушью, как считалось до этого. И оказалось, что изначально стены (не сама живопись, а фон) были розового оттенка.

● В соборе находится икона “Распятие с двунадесятыми праздниками”, датируемая по информации, полученной в ходе реставрации 1718 годом. В центре иконы врезан крест, который когда-то содержал мощи 128 святых, в том числе евангелиста Луки, святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, святителя Николая Чудотворца, святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Александра Невского, Муромских князей Константина, Михаила, Феодора и других святых. В процессе реставрации выяснилось, что со временем крест, содержащий частицы мощей, был заменен на другой.
Фото: Погодина Римма
● Во время работ была обнаружена надпись, вырезанная на теле иконостаса придела в честь Всех святых: «1833 г.». Она совпадает с историческими данными, подтверждая время создания иконостаса. Как и другая надпись, процарапанная в нижней части иконостаса придела в честь мученика Иоанна Воина: «Михаил золотил. 1842 г.». Самый яркий пример из этой области - подпись и дата, обнаруженные в процессе реставрации на иконе из местного ряда центрального иконостаса «Богоматерь на престоле»:
«Писан в школе ака(демика) и кавал(ера) Сту... 1835 г.».

● Во время реставрации собора снаружи выяснилось, что колонны, которые держат фасад собора полые внутри, а лепнина украшающая их весит более 300 килограмм.

● В процессе реставрирования собора было установлено, что снаружи храм расписывали позднее, чем внутри.
Фото: Курышев Артём

Источник материалов:

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова города Арзамаса. – Нижний Новгород: АНО “ПЦ “Логос”, 2023. – 288 с.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website