Живопись Воскресенского собора
Особенностью Воскресенского собора является его уникальность как практически полностью сохранившегося комплекса, где переплетаются архитектурные формы, монументальная живопись, резные иконостасы и профессиональная иконопись периода 1830-1840 годов XIX века[1].
[1]Кафедральный собор в честь Воскресения Христова города Арзамаса. – Нижний Новгород: АНО «ПЦ «Логос», 2023.–288 с.

Фото: Курышев Артём
Техника росписи
Внутреннее пространство Воскресенского собора расписано немецкими гравюрами в итальянском стиле и составляет 6850 квадратных метров. За основу техники для росписи взят гризайль*, который предполагает монохромную черно-белую роспись и имитацию объемных элементов. Действительно, в храме лепнина добавлена далеко не везде: на карнизах и подкупольной части интерьера, а элементы, которые кажутся выпуклыми, на самом деле мастерски прописаны рукой художника.

Технику росписи собора отличает от гризайля то, что мастера добавили в краски цветные оттенки. Изначально он это был розовый, но из-за производившегося поновления живописи с использованием охристых красок (точная дата не установлена) изменилась цветовая гамма всех произведений[1].

Изначально полагалось, что изображения на стенах являются фресками, однако при реставрации было установлено, что краску наносили на растительный клей или известковую воду, а не на сырую штукатурку тушью. Таким образом, изображения являются примером клеевой живописи.

[1] Кафедральный собор в честь Воскресения Христова города Арзамаса. – Нижний Новгород: АНО «ПЦ «Логос», 2023.–288 с.
* Гризайль – одноцветная живопись, дающая впечатление барельефов т. е. выпуклых лепных изображений на стенах здания, на потолке и т. п.
Фото: Курышев Артём
Роспись внутренней части куполов выполнена на металлических листах с использованием масляных красок, которые наносились на покрытие из оксида железа. Изображения помещались на криволинейных поверхностях, что сильно осложняло работу мастеров. Такой объем композиций на металле, как в Воскресенском соборе, встречается крайне редко[1].

[1] Кафедральный собор в честь Воскресения Христова города Арзамаса. – Нижний Новгород: АНО «ПЦ «Логос», 2023.–288 с.
Фото: Погодина Римма
Особенно ценно, что авторами живописи Собора являются местные мастера – ученики первой в России провинциальной художественной школы, основанной Александром Васильевичем Ступиным в Арзамасе. Осип Семенович Серебряков, известный по портрету Серафима Саровского, с сыном Александром в течение 10 лет занимались росписью стен собора[1].

В XIX веке библейские сцены изображали не в иконописном стиле, а в живописном, приближенном к реальности: с тенями и передачей объема фигур.

Пространство внутри Воскресенского собора посвящено земной жизни Христа. В качестве образцов для своих работ Серебряковы использовали произведения западноевропейских художников. Так, над главным алтарем находится копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, а Распятие Христа на Горнем месте — это репродукция оригинала испанского художника Мурильо. Иконы Христа и Богородицы, сидящих на тронах в белых одеяниях, украшают алтарные врата главного престола. Их создал также «ступинец», профессор живописи Николай Алексеев[2].
Из воспоминаний А.В. Ступина можно установить, что он принимал участие в написании живописи в тимпанах** фронтонов и одной иконы («Спас Вседержитель на престоле» на восточной стене храма)[3].

[1] Кафедральный собор в честь Воскресения Христова города Арзамаса. – Нижний Новгород: АНО «ПЦ «Логос», 2023.–288 с.
[2]Арзамас. Кафедральный собор Воскресения Христова. // РусКонтур URL: https://ruskontur.com/arzamas-kafedralnyj-sobor-voskreseniya-hristova/ (дата обращения: 22.06.2024).
[3]Кафедральный собор в честь Воскресения Христова города Арзамаса. – Нижний Новгород: АНО «ПЦ «Логос», 2023.–288 с.
**Тимпан – пространство над дверями церковного портала, имеющее, подобно самому порталу, полуциркульную или стрельчатую форму и в большинстве случаев украшенное скульптурным, живописным или мозаичным изображением какого-либо религиозного сюжета
Фото 1, 2: Курышев Артём
Фото 3: Погодина Римма
Примечательно, что живопись Воскресенского собора содержит образы, связанные с историей его создания: например, воронежские купцы внесли свой вклад в строительство храма и, по всей видимости, по их просьбе были созданы иконы с изображениями святых, особо чтимых в Воронеже. Большая часть всех икон написана масляными красками в академической манере[1].

[1] Кафедральный собор в честь Воскресения Христова города Арзамаса. – Нижний Новгород: АНО «ПЦ «Логос», 2023.–288 с.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website